10.05.2022
«Прицеп — это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством». Данное определение из «Правил дорожного движения Российской Федерации — России» распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.[1] Так как прицеп является транспортным средством, то возникает ряд вопросов:
- Нужна ли страховка ОСАГО на прицепы или достаточно поставить пометку в действующий полис ОСАГО «Транспортное средство используется с прицепом»?
- Необходимо ли проходить техосмотр?
- Нужна ли диагностическая карта?
Нужно ли получать страховой полис ОСАГО на прицеп для легкового автомобиля?
Согласно ст. 4 п. 3 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности
не распространяется на владельцев:
…..
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
(пп. «д» введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 306-ФЗ)
[2]
и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58
44. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан — владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО).
[3]
обязанность приобретать полис на прицеп не распространяется на собственников прицепов только для легковых машин.
Таким образом, страховка ОСАГО на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям не нужна. Оформить страховку можно по желанию.
В каких случаях необходимо вносить отметку «Транспортное средство используется с прицепом» в страховой полис ОСАГО?
Согласно ст. 4 п. 7 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
[19]
вносить отметку «Транспортное средство используется с прицепом» в страховой полис ОСАГО необходимо только для прицепов к грузовым машинам и юрлицам.
Почему ставится именно эта пометка, а не выдается отдельный полис к прицепу? Дело в том, что среди грузовых автомобилей есть тягачи с прицепами. Один тягач может ездить с разными прицепами. Поэтому нелогично, если каждый прицеп будет иметь свой страховой полис. А пометка в полисе ОСАГО самого тягача дает право ездить с любым прицепом.
Нужны ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта?
Физические лица
Согласно ст. 15 «Периодичность проведения технического осмотра» Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их изготовления, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год изготовления):
….
в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 (4. Прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.) настоящего Федерального закона;
[5]
Таким образом, техосмотр и диагностическая карта на легковые прицепы, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 кг, не нужны.
Юридические лица
Как было сказано ранее, прицепы для легковых автомобилей с массой не более 3,5 т не подлежат техосмотру. Однако это относится только к частным лицам, а для юрлиц существует иной порядок.
Порядок прохождения техосмотра юрлицами зависит от возраста и предназначения прицепа:
- прицепы и полуприцепы, с года изготовления которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их изготовления, указанный в паспорте ТС и (или) свидетельстве о регистрации ТС (далее — год изготовления) должны проходить техосмотр раз в 2 года;
- если прицепу более 10 лет, то техосмотр проводится раз в год;
- если прицеп используется для перевозки опасных грузов, его техническая исправность проверяется каждые полгода.[5]
Как оформить страховку?
Оформить полис ОСАГО онлайн
В офисе страховой компании
- Поставить прицеп на учет. Подготовить все необходимые документы на прицеп и записаться через портал государственных услуг Российской Федерации (Госуслуги).
- Заплатить госпошлину за прохождение регистрации через портал госуслуги или в Госавтоинспекции.
- Пройти регистрацию. Регистрация подразумевает выдачу гос. номера и свидетельства о постановке на учет в ГИБДД.
- Пройти техосмотр и получить диагностическую карту (необязательно[7]).
- Выбрать страховую компанию.
- Обратиться в офис страховой компании и предоставить следующий пакет документов:
- паспорт гражданина Российской Федерации (для физических лиц);
- ИНН (для юридических лиц);
- свидетельство о государственной регистрации ТС;
- водительское удостоверение;
- документ, удостоверяющий право собственности.
Будет ли возмещение, если повредили автоприцеп?
Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
Потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью
или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
[20]
Вы вправе предъявить страховщику требование о возмещении затрат на ремонт или приобретение нового прицепа в случае полной гибели имущества. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен, либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.
Будет ли возмещение, если своим автомобилем повредили свой же прицеп?
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
[21]
страховщик освобождается от обязанности выплачивать причиненный ущерб.
Какие документы необходимо иметь при себе, и что делать при ДТП с прицепом?
- Водительское удостоверение;
- СТС на автомобиль;
- СТС на прицеп;
- Полис ОСАГО на автомобиль (для прицепов к грузовым машинам и юрлицам — отметка в ОСАГО «Транспортное средство используется с прицепом»)
Если прицеп пострадал в аварии как имущество, или управляющий прицепом водитель стал виновником, то ДТП оформляется аналогично ДТП с автомобилями без прицепов. Просто в документах везде указывается, что водитель управлял данным автомобилем с данным прицепом, и указываются регистрационные данные прицепа.
Также можно оформить ДТП с прицепом по европротоколу без участия сотрудников ГИБДД, если выполнены условия:
- ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая ТС с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;[8]
- В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая ТС с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.[6]
В какую страховую обращаться потерпевшему: в свою или виновника?
Если водитель невиновен в аварии, и соблюдаются условия для прямого возмещения убытков, перечисленные в законе 40-Ф3 ст. 14.1. [9], обратиться можно в свою страховую компанию. Нередко ДТП сопровождается ущербом для здоровья и жизни водителя, пассажиров или пешеходов. Пассажиры не страхуются по ОСАГО, и в случае причинения вреда их здоровью европротокол не оформляется. Поэтому пострадавшему в ДТП пассажиру нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Нужна ли страховка на прицеп для выезда за границу?
Да. Необходимо оформить Зеленую карту. Зеленая карта — это и международная система страхования гражданской ответственности владельцев ТС, и сертификат, подтверждающий наличие у выезжающего за рубеж владельца ТС страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. Страхование «Зеленая карта» является аналогом страхования по ОСАГО, но действует за рубежом. В случае, если водитель из России станет виновником ДТП за рубежом, страховое возмещение потерпевшему будет произведено по карте российского страховщика, и наоборот, в случае, если иностранный водитель с Зеленой картой стал виновником ДТП на территории РФ, то потерпевшей стороне будет произведено страховое возмещение по иностранной Зеленой карте, признаваемой наравне с российским полисом ОСАГО.[11]
Полезные ссылки:
Повышает ли наличие прицепа стоимость полиса ОСАГО?
До 5 сентября 2020 года на основании указания ЦБ РФ от 4 декабря 2018 года № 5000-У в расчетах использовался коэффициент КПр, и наличие прицепа влияло на итоговую стоимость страхового полиса ОСАГО.[12][13][14] На данный момент коэффициент КПр отменен и не влияет на итоговую стоимость.
Актуальная формула расчета стоимости:
Т = ТБ × КТ × КБМ × КВС × КО × КМ × КС, где:
ТБ — базовый тариф.
КТ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования ТС.
КБМ — коэффициент бонус-малус.
КВС — коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя.
КО — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению.
КМ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик ТС, в частности, мощности двигателя.
КС — коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонного и иного временного использования ТС.[15]
Есть еще один коэффициент — КП — значение которого зависит от срока действия полиса. Этот коэффициент используется вместо КС, если страховка нужна, чтобы съездить в ГИБДД для регистрации автомобиля. КП в нашем расчете применяться не будет.
[15]
Более подробная информация о расчете — https://www.garant.ru/article/1409829/.
Размеры штрафов за отсутствие страховки ОСАГО
Причина
|
Штраф
|
КоАП РФ
|
Езда без страховки (отсутствует непосредственно в автомобиле).
*на электронный полис ОСАГО это не распространяется: Верховный Суд обозначил это в постановлении Пленума № 20 от 2019 года.[17]
|
500 ₽
|
ч. 2 ст. 12.3[18]
|
Езда без страховки (вообще не оформлялась)
|
800 ₽
|
ч. 2 ст. 12.37[16]
|
Езда с просроченной страховкой
|
800 ₽
|
ч. 2 ст. 12.37[16]
|
Езда вне указанного периода для эксплуатации автомобиля
|
500 ₽
|
ч. 2 ст. 12.37[16]
|
Водитель не вписан в страховку
|
500 ₽
|
ч. 2 ст. 12.37[16]
|
Источники
- ↑https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BF
- ↑https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=413541&dst=8#WktSQ5TKyeYTaAyH2
- ↑https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286360&dst=100105#JemtM5TcXJalrVd51
- https://autotonkosti.ru/q/nuzhna-li-strahovka-osago-na-pricep-ili-pometka-s-pricepom
- ↑1 2 https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=405745&dst=100466#OAI7Q5TIhrQVmR5m1
- ↑https://www.alfastrah.ru/individuals/auto/osago/evroprotokol-pri-dtp/
- ↑https://www.garant.ru/news/1471462/
- ↑https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=413541&dst=255#8bmBQ5TcAw5830341
- ↑http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36528/d1f45e8c5d3e5d2b8d856b6b89936a48fdde6f02/
- https://autoins.ru/zelenaya-karta/formy-i-obraztsy-dokumentov-dlya-strakhovateley/tarify/
- ↑https://autoins.ru/zelenaya-karta/chto-takoe-zelenaya-karta/
- ↑http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315169/abd57236c5b4085d90ba8243d2be1c9305d2e593/
- ↑https://docs.cntd.ru/document/552055629
- ↑https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=327760
- ↑1 2 https://www.garant.ru/article/1409829/
- ↑1 2 3 4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/42019d66e0b2432916c9085c738546d47354b1c4/
- ↑https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=327611&dst=100034#meCSQ5TIDQWGreRY1
- ↑http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/0486252c9b58867b61fbeadf42daad5e67b324f1/
- ↑https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=413541&dst=286#kp96Q5TqaeVpePup
- ↑https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=413541&dst=594#CVn9Q5TsTidbmBhw
- ↑https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=413541&dst=100354#bx7AQ5Tg1ZYomrYu
Руководитель проекта: Калимов Александр Андреевич
Редактор и корректор: Элеонора Арни